Руководство общественными поклонениями осуществляли лидеры регионов: конунги, ярлы, хёвдинги, хэрсиры. Духовные функции лидеров являлись неотъемлемой частью их светской власти. Отказ отказ от исполнения этих функций приводит к низвержению.
Жертвоприношения:
Верховное божество воинственных викингов, мудрый Один, сам был настоящим бойцом, поэтому кровь почитал превыше всех других даров.
Викинги не приносили в жертву больных и дряхлых существ, чести умереть во время подобного ритуала удостаивались только самые сильные животные и самые могучие бойцы. А в тех случаях, когда речь шла о выживании всего рода, покровительство богов покупалось особым подношением – на алтарь укладывали собственного младшего сына.
Культовые сооружения:
Хёрг- тип религиозной постройки или алтаря, предположительного представлявшего собой груду камней. Хёрг может переводиться как храм, святилище, место для подношений, алтарь или место поклонения.Хоф-существительное, которое используется для обозначения храма. Хофы находились в частном владении и во главе них стояли ховгоди.
Ве — тип святилища или отгороженной священной территории.
Уппсала
Храм украшен золотом и золотая цепь опоясывает его по фронтону. В Храме люди поклоняются трём основным богам, чьи статуи восседают на строенном троне. Тор сидит в центре трона, а Один (или Водан) и Фрей — по обе стороны от него. Рядом с Храмом располагается роща для жертвоприношений и ростет вечнозелёное священное дерево с широко раскинутыми ветвями, а рядом с деревом — источник, где также совершаются жертвоприношения, в том числе и человеческие.
Частный культ:
Рождение
С целью защитить мать и дитя люди молились богиням Фрейе и Фригг и распевали гальды. Фортуна играла большую роль в скандинавской культуре, а судьбу каждого человека определяли норны в момент его рождения.Через девять ночей после рождения ребёнка должен был признать отец семейства. Он усаживал его к себе на колени, восседая на высоком стуле. Ребёнка окропляли водой и нарекали именем — так он становился членом семьи. Есть свидетельства, что приглашались гости для одаривания и провозглашения добрых пожеланий младенцу. Признание ребёнка отцом давало ему те же права, какими обладал его отец. С этих пор родители не могли его убить или бросить на произвол судьбы, не неся за это ответственности.
Как правило, детей называли именами почивших предков, а имена божеств могли стать частью имени. Члены семьи были связаны с конкретными именами через определённые черты, присущие этим людям, и эта связь воспроизводилась при повторном использовании следующими поколениями.
Брак
Брак представлет собой договор, свадьба представляет собой торжественную церемонию, подтверждавшую обещание семей помогать друг другу, в связи с чем глава семьи имеет решающее слово в вопросе брака. Тем не менее, молодожёны также имеют право голоса в выборе супруга, так как хорошие отношения внутри семьи были залогом успешного ведения хозяйства. Брачевание представляет собой долгий коллективный процесс, заканчивавшийся торжественным праздником. Процесс подчинён различным ритуалам, дабы призвать божественные силы на благословение нового брака.Начинается все с того, что семья жениха отправляет его и несколько делегатов к семье невесты с предложением. В процессе этого первого шага назначается день помолвки, урегулируется вопрос наследства и имущества будущих супругов. Также решается вопрос приданого и свадебного подарка от семьи жениха, что являлется личной собственностью невесты. Часто невеста из менее обеспеченной семьи, и, хотя разница в достатке, как правило, не велика, таким образом, приданое является инвестициями семьи невесты в её право войти в более обеспеченную семью. После урегулирования всех вопросов сделка скрепляется на свадебном торжестве.
Свадьба - самый главным ритуал. На ней впервые собираются вместе обе семьи, и она представляет собой праздник, который длиться несколько дней. Свадьба короче трёх дней считается жалкой. Гости следят за правильностью проведения торжества. Богиня Вар свидетельствует обет новобрачных, призываются Фрейр и Фрейя в вопросах любви и свадьбы, изображение Мьёльнира помещается на подоле невесты, чтобы Тор благословил её. Жениха и невесту провожают на брачное ложе. Их ведут с факелами в руках, что показывает разницу между законными супружескими отношениями и незаконными внебрачными связями.
Смерть
Несмотря на воинственные традиции викингов, в их верованиях существовал некоторый элемент страха смерти и всего, что с ней связано. Считалось, что если почивший не будет правильно похоронен и обеспечен, то он не найдет своего места в загробном мире. Такой блуждающий призрак мог посетить своих потомков в виде ревенана или драугра. Это могло быть знаком того, что скоро умрёт ещё один член семьи, а также иные бедствия. Во избежание этого требовалось правильно провести церемонию погребения."Один … постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. … Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним."
Считалось, что если всё сделано правильно, после смерти усопший отправляется в одно из загробных мест:
*в Хэльгафёлл- священной горе, где усопшие вели ту же жизнь, что и на земле. Как правило, этим местом считалась ближайшая к общине гора. Она была столь священна, что прежде чем смотреть в её сторону, следовало вымыть лицо;
*в Хель попадали умершие от старости или от болезней. Вероятно, под влиянием христианской традиции хель стали изображать как мрачное место, хотя есть свидетельства, что там могли устраиваться и богатые пиры, например, в «Сны Бальдара». Некоторые воины перед смертью протыкали себя копьем, чтобы обмануть Хель и попасть в Вальхаллу.
*в Вальхаллу Один при помощи валькирий собирал половину воинов, павших в бою, где они готовились к решающей битве — Рагнарёк, сражаясь друг с другом и воскресая вновь;
*в Фолькванг попадала вторая половина, павших в бою, под руководство богини Фрейи.Часто смерть изображали как сексуальный акт между почившим и проводником смерти — Хель или Ран и её девять дочерей.
На седьмой день после смерти, люди отмечали сьюунд, или погребальный эль, так как обряд включал в себя распитие хмельных напитков. Проведение этой церемонии завершало земной путь усопшего и после неё наследники могли предъявить права на наследство.
Ритуалы:
Блот — обряд жертвоприношения. Как правило, заключался в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда. Последний могли заменять пивом и (на пирах вельмож) вином.
Блот совершался осенью (праздник сбора урожая) и в день зимнего солнцестояния. Великий блот в храме Старой Уппсалы совершался в честь побед конунга, а также в связи с гаданиями по поводу грядущего урожая.Сейд — вид ведовства. Сейд был шаманской по своей природе практикой и включал в себя характерные для шаманизма визионерские «путешествия». Сейдом занимались преимущественно женщины (вёльвы), однако существовали и мужчины, практиковавшие сейд (сейдмады). Несмотря на это, в целом сейд считался «немужественным», «бабским» занятием, недостойным мужчины.
Мастерицей сейда считается также Фрейя.